Семья и семейные ценности

 

 

 

 

 

 

 

Представление о семейных ценностях закладываются именно в семье, а не в образовательных учреждениях. Дети ориентируются на личные поступки родителей, их психологические, педагогические установки и нравственную атмосферу, царящую в семье. Но бывают ситуации, когда родители не обладают достаточной педагогической грамотностью. И современная школа должна помочь родителям. Задача классного руководителя — при помощи специальных технологий сформировать систему семейных ценностей у школьников.

В современном обществе появилась тенденция к изменению представлений о семейных ценностях, увеличению числа разводов. Чтобы исправить эту ситуацию, нужно закладывать основные ценности в школьном возрасте и готовить учеников к будущей семейной жизни.

Основные задачи классного руководителя по формированию семейных ценностей

Все основные задачи классного руководителя описаны в документе «Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года».

В образовательную программу необходимо включить уроки по семейному воспитанию, благодаря которым педагог сможет:

·        акцентировать внимание на чувстве единства ребенка и родителей, другими родственниками;

·        поможет школьникам осознать и принять правила взаимоотношения с семьей;

·        поможет детям лучше понять семейные ценности и традиции;

·        создать подходящие условия для активного участия семьи в воспитательской деятельности.

Все мероприятия по формированию семейных и нравственных ценностей должны быть указаны в учебном плане.

Особенности планирования работы по семейному воспитанию

Классный руководитель, организуя свою работу по этому направлению, должен учитывать несколько факторов.

Это поможет педагогу учесть все нюансы, чтобы максимально эффективно реализовать все программы:

·        возраст учащихся.

·        результаты воспитательной работы в школе и на других мероприятиях, полученные в ходе анализа этой деятельности.

·        традиционные праздники, которые проходят в течение учебного года.

·        важные события и интересные факты о стране, городе или поселке.

·        события и факты, связанные с известными личностями.

·        школьные традиции.

·        возможности и интересы родителей, общества.

·        список педагогической, методической литературы по формированию семейных ценностей.

·        предложения от школьной администрации, учителей, родителей по организации уроков по семейному воспитанию.

·        диагностика уровня сформированности семейных и нравственных ценностей на разных этапах.

Помочь классному руководителю в формировании основных ценностей могут другие организации:

·        центры семейного досуга;

·        семейные клубы;

·        учреждения социальной защиты населения.

Классный руководитель может организовать мероприятия с привлечением вышеперечисленных организаций. Но для этого необходимо получить согласие родителей, учитывать возраст учащихся. Также подобные мероприятия способствуют сплочению коллектива. Подробнее о методах работы по данному направлению можно узнать в этой статье.

Особенности формирования уважительного отношения к семье

Участвовать в формировании семейных ценностей может не только классный руководитель, но и учителя по другим предметам. Работать по этому направлению можно не только во время школьных занятий, но и во внеурочной деятельности.

Педагог может реализовать воспитательскую деятельность с учетом специфики своего предмета:

·        На занятиях по обществознанию, ОБЖ и биологии стоит подробнее рассмотреть правовые аспекты, основы семейной экономики. Также предметом изучения станет взаимосвязь семьи и брака, семьи и ЗОЖ, способы сохранения репродуктивного здоровья населения.

·        На уроках литературы и истории учитель может рассказать про историю семейного воспитания, традиции, конфликт поколений, важность оказания поддержки и взаимопомощи.

·        На уроках технологии учат ведению домашнего хозяйства.

 

Важно не переусердствовать с рассказами о семейных ценностях. В старшем школьном возрасте активная пропаганда семьи и брака может привести к обратному эффекту. Может возникнуть реакция протеста и отрицания. Поэтому такие темы лучше обсуждать на уроках литературы и обществознания, на которых ученики смогут высказать свою позицию по этим вопросам.

Выбирая содержание и формы работы по формированию уважительного отношения к семье, нужно учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей. У каждой группы есть своя специфика, которая влияет на реализацию этого направления.

Документы

Приказ №11 от 27.01.2025 Апробация Моя семья
Методические рекомендации "Моя семья"
Программа курса Моя семья
Приказ о создании рабочей группы по реализации курса внеурочной деятельности «Моя семья»
Приказ о назначении ответственного за реализацию курса внеурочной деятельности «Моя семья»