Семья и семейные ценности
Представление о семейных ценностях закладываются именно в семье, а не в образовательных учреждениях. Дети ориентируются на личные поступки родителей, их психологические, педагогические установки и нравственную атмосферу, царящую в семье. Но бывают ситуации, когда родители не обладают достаточной педагогической грамотностью. И современная школа должна помочь родителям. Задача классного руководителя — при помощи специальных технологий сформировать систему семейных ценностей у школьников. Основные задачи классного руководителя по формированию семейных ценностей Все основные задачи классного руководителя описаны в документе «Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года». · акцентировать внимание на чувстве единства ребенка и родителей, другими родственниками; · поможет школьникам осознать и принять правила взаимоотношения с семьей; · поможет детям лучше понять семейные ценности и традиции; · создать подходящие условия для активного участия семьи в воспитательской деятельности. Все мероприятия по формированию семейных и нравственных ценностей должны быть указаны в учебном плане. Особенности планирования работы по семейному воспитанию Классный руководитель, организуя свою работу по этому направлению, должен учитывать несколько факторов. · возраст учащихся. · результаты воспитательной работы в школе и на других мероприятиях, полученные в ходе анализа этой деятельности. · традиционные праздники, которые проходят в течение учебного года. · важные события и интересные факты о стране, городе или поселке. · события и факты, связанные с известными личностями. · школьные традиции. · возможности и интересы родителей, общества. · список педагогической, методической литературы по формированию семейных ценностей. · предложения от школьной администрации, учителей, родителей по организации уроков по семейному воспитанию. · диагностика уровня сформированности семейных и нравственных ценностей на разных этапах. Помочь классному руководителю в формировании основных ценностей могут другие организации: · центры семейного досуга; · семейные клубы; · учреждения социальной защиты населения. Классный руководитель может организовать мероприятия с привлечением вышеперечисленных организаций. Но для этого необходимо получить согласие родителей, учитывать возраст учащихся. Также подобные мероприятия способствуют сплочению коллектива. Подробнее о методах работы по данному направлению можно узнать в этой статье. Особенности формирования уважительного отношения к семье Участвовать в формировании семейных ценностей может не только классный руководитель, но и учителя по другим предметам. Работать по этому направлению можно не только во время школьных занятий, но и во внеурочной деятельности. · На занятиях по обществознанию, ОБЖ и биологии стоит подробнее рассмотреть правовые аспекты, основы семейной экономики. Также предметом изучения станет взаимосвязь семьи и брака, семьи и ЗОЖ, способы сохранения репродуктивного здоровья населения. · На уроках литературы и истории учитель может рассказать про историю семейного воспитания, традиции, конфликт поколений, важность оказания поддержки и взаимопомощи. · На уроках технологии учат ведению домашнего хозяйства.
Важно не переусердствовать с рассказами о семейных ценностях. В старшем школьном возрасте активная пропаганда семьи и брака может привести к обратному эффекту. Может возникнуть реакция протеста и отрицания. Поэтому такие темы лучше обсуждать на уроках литературы и обществознания, на которых ученики смогут высказать свою позицию по этим вопросам. Выбирая содержание и формы работы по формированию уважительного отношения к семье, нужно учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей. У каждой группы есть своя специфика, которая влияет на реализацию этого направления. Документы |